Наибольший рост экономики Израиля в 2019 году произошел за счет покупки новых автомобилей, но они также являются основными препятствиями для экономического роста из-за потери рабочего времени из-за пробок.

Центральное бюро статистики Израиля (CBS) опубликовало экономические данные за третий квартал 2019 года, согласно которым валовой внутренний продукт (ВВП) вырос в годовом исчислении на 4,1%. ВВП на душу населения также вырос на 2,1% после падения на 0,9% во втором квартале. В то же время ВВП бизнес-сектора подскочил на 5%, по сравнению со вторым кварталом 2019 года.

Это хорошая новость для израильской экономики. Однако эти достижения получены благодаря развитию одного сектора – покупке новых автомобилей.

Приобретение частных автомобилей подскочило с 6,1 млрд шекелей (примерно $1,76 млрд) в четвертом квартале 2018 года до 10,3 млрд. Шекелей (примерно $2,96 млрд) в первом квартале 2019 года, что привело к росту ВВП на 4,5%. Причина заключается в изменении правил на налогообложение автомобилей.

Изменения в налогообложении привели к росту цен на автомобили, так как многие израильтяне переносят запланированные покупки в первый квартал. Соответственно, во втором квартале 2019 года продажи автомобилей упали до 4,6 млрд шекелей (примерно $1,33 млрд), а темпы роста ВВП снизились до 0,8%.

Наибольший генератор роста израильской экономики также является основным препятствием для экономического роста – пробки на дорогах, которые сильно сокращают рабочие часы.

Все исследования, проведенные Банком Израиля, Министерством финансов Израиля и ОЭСР, указывают на то, что плотность движения на дорогах является одним из факторов, негативно сказывающимся на производительности и росте экономики.

Как показало исследование, новые автомобили покупает относительно небогатая часть населения Израиля. Компании, выпускающие кредитные карты, стремящиеся получить доход для инвесторов, используют небольшие процентные ставки, чтобы стимулировать кредитование потребителей. Согласно данным Банка Израиля, за период с 2016 года до конца 2017 года кредит, выданный на покупку автомобилей, вырос почти на 25%.

Пробки на дорогах, Тель-Авив. Фото: Shutterstock

В 2018 году банковский регулятор Хедва Бар принял меры по сдерживанию этого явления, в результате чего кредиты на покупку автомобилей, выданные банками, сократились до 12 миллиардов шекелей (примерно $3,46 млрд) во втором квартале 2019 года.

Расходы на личное потребление составляют около 60% ВВП Израиля, но в третьем квартале он увеличился всего на 2,8%, что соответствует увеличению частного потребления на душу населения на 0,8%. Как получилось, что автомобильные приобретения значительно выросли, а личное потребление – нет? Люди сокращают расходы в других местах. Приобретение бытовой техники (например, холодильников и стиральных машин), упало на 15,1%. Расходы на мебель и ювелирные изделия снизились на 3,6%.

Влияние покупки автомобилей оказывает на экономику Израиля

Расходы на бытовые нужды, такие как аренда, вода, газ, электричество, продукты питания и услуги, увеличились всего на 0,8%. Расходы на полуфабрикаты, такие как одежда и обувь, сократились на 10%. Без затрат на покупку автомобиля частное потребление сократилось бы в этом квартале.

Инвестиции в основной капитал упали на 6% в третьем квартале. Это стоит учитывать при рассмотрении долгосрочного экономического роста. Если исключить алмазный фонд ы и относительно молодые компании, которые привлекают много денег, но вносят низкий вклад в целом, то израильский экспорт товаров и услуг упал на 4% в третьем квартале 2019 года.

Экономическому росту также способствует общественное потребление, доля которого выросла на 4%. За последние два года государственный бюджет и расходы росли быстрыми темпами. Огромный государственный дефицит в 3,8%, который уже превысил юридический порог на 14 млрд шекелей ($4,04 млрд), потребует сокращения бюджета и повышения налогов.

Ежегодный экономический рост Израиля к 2019 году замедлился примерно на 3%. Текущие оценки на 2020 год также склоняются в сторону понижения.