Первого сентября в Израиле, как и в России, начинается новый учебный год. Впрочем, привычным он не стал, поскольку уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией нового типа по-прежнему высок. За весь период пандемии в стране было выявлено более 103 тыс. случаев COVID-19; в настоящий момент болеет порядка 20 тыс. человек. Исходя из эпидемиологической ситуации, Министерство образования приняло план организации учебного процесса в израильских школах. По его условиям ученики первого и второго класса продолжат заниматься без существенных изменений. Для всех остальных предусмотрено соотношение очных и дистанционных уроков по принципу «чем старше дети, тем больше они могут работать самостоятельно».
Из сказанного очевидно, что дистанционное обучение все больше становится частью повседневности, требуя от детей, учителей и родителей поиска эффективных способов взаимодействия в новой реальности, не теряя при этом полностью преимуществ классической классно-урочной системы. Примечательно здесь и то, что многие родители, оценив положительные стороны удаленной работы для себя, всерьез обеспокоены переходом детей на виртуальное обучение. Виной тому технические несовершенства существующих образовательных платформ, сложности с тайм-менеджментом, особенно для учеников младших классов, а также опасность, что подрастающее поколение попросту потеряет навыки общения офлайн. В этой связи особенно интересен опыт решения указанных проблем Израилем, не раз доказывавшим способность найти технологический выход из сложных ситуаций.
EdTech по-израильски
Рынок образовательных технологий в Израиле в последние годы существенно расширился и без влияния пандемии. Объясняется это как общим успешным развитием инноваций в государстве, так и традиционно высоким спросом на дистанционное изучение языка иврит. Показательным с точки зрения оценки израильских достижений в данной сфере является включение Израиля в десятку стран, чей сектор EdTech попал в базу одной из ведущих платформ, специализирующихся на анализе рынка образования, HolonIQ.
Всего в Израиле зарегистрировано около 400 компаний, чья деятельность в той или иной форме связана с образовательными технологиями и варьируется от разработки игровых приложений до различных аспектов, позволяющих сделать легче и интереснее онлайн-уроки. Многие из них появились относительно недавно, однако есть и своего рода «ветераны» индустрии.
Одним из давних и известных игроков на рынке EdTech в Израиле стала e-Teacher Group. Она была основана в 2000 г. братьями Боазом и Яривом Бин-Нун как платформа для индивидуального и группового репетиторства. Известность, позволившая компании в дальнейшем выйти на мировой уровень, пришла после того, как Министерство иностранных дел Израиля выбрало e-Teacher для организации удаленных курсов иврита для детей дипломатических работников, живущих за рубежом. Правительственный контракт дал старт для расширения спектра языковых программ, затем по той же технологии было организовано обучение широкому спектру дисциплин от библеистики до программирования. Аудитория проектов за годы выросла с нескольких сотен до нескольких тысяч учащихся, а пандемия почти двукратно увеличила спрос на услуги e-Teacher.
Для сектора образовательных технологий в Израиле характерен высокий уровень поддержки предпринимателей. С 2014 г. работает национальный деловой центр Ed Tech Israel, который занимается систематизацией данных о внутреннем рынке страны, а также имеет широкую сеть международных партнеров, с помощью которых содействует выведению израильских технологий на мировой уровень.
Активность проявляют и бизнес-акселераторы. Среди них есть как те, кто специализируется сугубо на EdTech, так и работающие со стартапами из различных отраслей. В числе первых можно назвать MindCET, базирующийся в Негеве. В качестве одной из основных задач компания обозначает обеспечение постоянного взаимодействия между разработчиками технологий и применяющими их образовательными центрами. Во второй категории — такие известные израильские бизнес-акселераторы, как AtoB, MassChallenge Israel и 8200 EISP. Повышенный интерес такого рода компаний к резидентам из области EdTech, по мнению многих экспертов, свидетельствует о будущем повышении спроса на образовательные услуги как в стране, так и в мире в целом. Подкрепляется этот прогноз оценками HolonIQ, согласно которым через 10 лет объем рыка образовательных технологий может достигнуть $10 трлн.
Помимо организации программ подготовки резидентов, важным компонентом деятельности указанных компании также являются мероприятия с участием иностранных гостей. Так, Ed Tech Israel проводит в Тель-Авиве образовательные саммиты, на которые приглашаются представители государств Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки. MindCET на протяжении семи лет организует конференцию по образовательным технологиям Shaping the Future. В этом году своего рода девизом мероприятия можно считать название одной из сессий — «Научная фантастика становится реальностью».
Учитель-инноватор
Потенциал израильских работников образования в сфере инноваций раскрывается по-разному. Есть стартапы, в команду создателей которых входят бывшие работники сферы образования. В качестве примера можно привести выпускника бизнес-акселератора AtoB компанию DASE, специализирующуюся на игровом обучении. Ее создание стало результатом коллаборации специалистов в области ускоренного обучения, нейропсихологов, разработчиков мобильных приложений и финансистов. Несмотря на то что свои разработки DASE стремится применять на различных направлениях, среди которых обучение теории вождения, основной их аудиторией все же являются дети, а приоритетной областью изучения — английский как второй иностранный язык.
В направлении профессиональной переподготовки учителей работает упомянутый выше бизнес-акселератор MindCET. Работа строится по принципу lean-startup. В своем классическом понимании данная концепция предполагает обеспечение обратной связи с клиентом на ранних этапах развития конечного продукта. Это делается для того, чтобы снизить затраты на производство, а также избежать возможных просчетов, на выявление которых при других условиях запуска стартапа могут уйти годы. В случае с MindCET учитель выступает одновременно и как заказчик, и как инноватор, поскольку проблему, требующую решения, черпает из собственной педагогической практики. В дальнейшем педагог имеет возможность самостоятельно внедрить свою образовательную технологию, избегая еще одного распространенного конфликта — между инициатором нововведений и специалистами, перед которыми поставлена задача воплотить ее в жизнь.
Топ-5 израильских образовательных приложений
За время, прошедшее с начала распространения COVID-19 до старта подготовки к новому учебному году, запросы родителей, касающиеся приложений, ориентированных на детскую аудиторию, заметно изменились. На начальном этапе речь шла о необходимости как-то отвлечь детей, оставшихся без многих привычных развлечений. При этом желателен был хотя бы незначительный образовательный компонент. Тогда популярность получили игровые программы, связанные с изучением английского языка. По мере понимания того, что жизнь еще долго не вернется в привычное русло, на первый план стали выходить разработки, облегчающие жизнь всем участникам образовательного процесса. Их сводный рейтинг не составлялся, поскольку спектр решаемых разработчиками задач слишком широк. В этой связи приведем лишь несколько самых ярких примеров.
Обратной стороной дистанционного обучения не только в Израиле стала необходимость для учителей всегда оставаться на связи с учениками. При этом перегрузка сетей, а также наличие у детей и родителей нескольких мессенджеров, в которых они задают вопросы и присылают задания, повысили популярность приложения Class.Me, объединяющего в себе функции дневника и сервиса по отправке сообщений. В последнем случае речь идет не только о возможности задать вопрос учителю, но и об общении с одноклассниками в процессе выполнения задания. Таким образом разработчики отреагировали на беспокойство родителей, связанное с тем, что обучение онлайн сокращает возможности для социализации. Профессиональная версия Class.Me с расширенным функционалом также дает возможность учителям и школьной администрации оценить эффективность обучения через приложение.
Еще одной интересной разработкой стала платформа Tailor-ED. Суть технологии заключается в том, что учитель оценивает учеников по нескольким категориям, включая не только знания по предмету, но и мотивацию, способность фокусировать внимание, а также, к примеру, умение работать в команде. Исходя из этого, для повышения эффективности изучения материала может быть сформировано несколько групп. После занятия ученики оставляют отзыв, на основе которого программа может быть скорректирована. Данную платформу Министерство образования Израиля выбрало для организации уроков математики в старших классах.
Завершить группу приложений, ориентированных на детей старшего возраста, можно Live Room by Verbit for Zoom — надстройкой для популярного сервиса видеосвязи. Это приложение для рабочего стола позволяет получить стенограмму занятия, а затем поделиться ею через само приложение или внешние ресурсы. Несмотря на то, что Zoom применяется в различных сферах — от детских онлайн-лагерей до рабочих совещаний, — опция автоматического создания текстовой версии сказанного имеет особое значение для школьников и студентов, заменяя им конспект урока или лекции.
Если предыдущие разработки были ориентированы преимущественно на поддержание контактов между учителями и учениками, то парные приложения Dynamo Parent — Dynamo Kid создавались с целью обеспечить коммуникацию между детьми и родителями, пострадавшую от быстрого распространения технологий. Идея появилась еще до начала пандемии у инициативной группы родителей, однако на фоне COVID-19 количество скачиваний обеих версий возросло. С помощью Dynamo Kid дети в игровой форме получают знания из таких областей, как география, история, космос, спорт или математика. Судя по рекламному ролику компании, на последнем предмете сделан особый акцент. Родители через Dynamo Parent в свою очередь могут не только оценивать прогресс своих детей в обучении, но и отслеживать их эмоциональное состояние за счет того, что в детском приложении иногда всплывают вопросы не только по названным дисциплинам, но и о том, как ребенок чувствует себя в семье или с друзьями.
Наконец, нельзя не упомянуть обучающие игры для мобильных устройств TinyTap, создателями которых являются преимущественно специалисты из образовательной сферы, что представляет собой еще один пример учителей-инноваторов. В арсенале разработчиков есть уже порядка 150 тыс. игр для детей в возрасте от 3 лет, охватывающих различные области знаний: от наук о Земле до популярных иностранных языков. При этом платформа продолжает наращивать свои возможности за счет привлечения учителей и родителей, давая им возможность создать свою игру на базе изучаемого материала или фото из семейного архива. Важно, что TinyTap делает особый акцент не просто на персонализации процесса усвоения материала, но и на удовлетворении запросов в сфере обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Инвест-Форсайт